Top



К началу
 

Родился я в селе Варваровка Харьковской губернии в 1912 году. Начал учиться у художника Аршинова Н.Н. во Льгове Курской области в 1927-28 годах. С 1928 по 1931 год - Харьковский художественный техникум.  С 1931 по 1935 год - Харьковский художественный институт. Первые два года - у Шаронова, Шавыкина и Прохорова. С третьего курса - у Кричевского Ф.Г. в Киевском художественном институте. В 1939 году я написал неудачный диплом. Экза­менационная комиссия дала мне еще один год. Я поехал по назначению, одновременно с дипло­мом преподавал. В 1939 году в Харьковском худо­жественном училище, и в 1940 году (в начале) в Харьковском художественном институте в каче­стве ассистента у художника Козика. После войны я преподавал в Киевской худо­жественной сред­ней школе, в 1947-1954 годах.

Я больше связан с Украиной. Тут я родился, правда, около самой грани­цы с Россией. Тут прошло мое детст­во. Здесь получил высшее образова­ние, учился у са­мых хороших ху­дожников. Получил высокое зва­ние Народного художника. Так, что я в долгу. Но самое лучшее место на Земле - это Льгов и все, что с ним связано.

 

Е. В Волобуева про льговского художника Н.Н. Аршинова (1887-1957)

Когда я первый раз пришел к Н.Н.,  он встретил меня подчеркнуто вежливо, театрально подал руку, как взрослому. Н.Н. был небольшого роста, очень подвижный, угловатые плечи, большая бри­тая голова, худощавое актерское лицо. Он напо­минал Мейерхольда, только лицо было веселое. Он все время острил, пел, кого-нибудь копировал. Жесты его были очень выра­зительны.

Кругом на стенах много этюдов, исполненных маслом на  подрамниках и просто на кусках холста. Голова, автопортрет превосходно нарисован, легко написан. Рисовал он прекрасно. Рисунок несколько напоминал Касаткина и Серова. Гораздо позже я узнал, что рисунки Н.Н. любил Касаткин. Очень хорошо он рисовал карикатуры на знакомых. Они были удивительно похожи. Мне он ставил маску Христа, Венеры и двух купидонов. Больше ничего у него не было.
Рисовал я углем. Н.Н. очень хорошо исправлял ошибки, главным образом обобщая форму, затирая пальцем тени, прозрачно, легко, изящно. Остро подчеркивал характер. Я так привык рисовать углем, что совершенно не представлял, что мож­но рисовать другими материалами. В живописи он учил обобщенно видеть. Это было для Н.Н. главное. Н.Н. очень живо и образно рассказывал мне про своих учителей      Касаткина, Степанова, и, в особенности, К. Коровина. Учился Н.Н. вместе с А. Герасимовым, Козиком, знал Маяковского, Бурлюка, Б. Григорьева. Про них он тоже часто рассказывал и копировал. Н.Н. сыграл очень боль­шую роль в моей жизни, будучи моим учителем, а позже старшим другом. Я не встречал человека более оптимистичного, всегда оживленного... С ним было легко и интересно. Многосторонне та­лантлив, Н.Н. немного пел, хорошо играл на сце­не. Карикатуры его не уступали Черемных, Элева и др.

Но жизнь в маленьком городишке, трудный заработок учителя рисования не дали возможности Н.Н. стать известным художником.

Из книги Е.В. Волобуева «Цветом и словом».


TopList

© Михаил и Сергей Контуш 2001-2008